Барабаны

Мастера

Мамади Кейта

Кто же они – мастера, извлекающие волшебные звуки из обычных деревянных барабанов?

Если ваш ребенок стучит по кастрюлям и горшкам – поощряйте его! Ведь именно так начинал Мастер игры на джембе с мировым именем Мамади Кейта – едва научившись ползать извлекал звуки из всех встречающихся на пути предметов. "Мой сын будет djembefola (мастер игры на джембе)» сказала мать Мамади, услышав «игру» малыша.

Мамади Кейта родился в 1950 году в Balandugu (Гвинея) недалеко от реки Фе. Имея природный дар плюс постоянное совершенствование – и в 14 лет Мамади становится одним из пяти перкуссионистов Национального балета Гвинеи - Djoliba, пройдя конкурс из 500 претендентов. Всего через год (ему только 15!) его назовут ведущим джембе-солистом Djoliba. В семнадцать лет молодой перкуссионист принимает участие в фильме Гарри Белафонте «Африка танца». А в возрасте 29 лет Мамади уже художественный руководитель Балета. Это был первый случай, когда должность художественного руководителя получил барабанщик.

Проработав в Djoliba до 1986 года, Mamаdi уходит уже как независимый музыкант в балет Souleymane Koli’s Koteba основанный в Абиджане (Кот-д'Ивуар) и в течение последующих полутора лет принимает участие в двух мировых турне.

Имя Мамади Кейта вышло за пределы Западной Африки в 1988 году. Группа перкуссионистов из Бельгии под названием «Zig Zag» привозит Mamаdi в Брюссель, чтобы он проводил обучение в их музыкальной школе «Repercussions».

В том же году Мамади основал свой собственный ансамбль под названием Sewa Kan с которым в 1989 году записал в Брюсселе первый альбом «Wassolon», производства Zig Zag и Fonti Musicali.

Помимо выступлений и преподавания, Мамади Кейта – первый барабанщик, организовавший барабанно-танцевальный семинар в Гвинее, получивший статус международного и проводимый ежегодно с 1990 года.

У вас есть под рукой кастрюля? – Начинайте! :)

Фамоду Конате

Представляете себе произведение – «Концерт для скрипки джембе с оркестром»? А такой концерт есть и не один - их создает всемирно известный виртуоз - Фамоду Конате.

Гвинея богата своими талантами – в 1940 году вблизи села Sangbaralla (регион Хамана Верхней Гвинеи) родился Фамоду. Представитель африканского народа Малинке, он также с самого детства проявил свой талант игры на перкуссии и уже в возрасте восьми лет барабанил на различных фестивалях, а вскоре стал востребованным djembefola по всему региону. С 1959 по 1985 год Фамоду так же, как и Мамади, солирует в национальном Африканском балете Гвинеи. При этом, он не ограничивается только игрой – но и пишет самостоятельные произведения и аранжировки различных ритмов Африки, которые на сегодняшний день входят в репертуар групп по всему миру. Фамоду выпустил 7 компакт-дисков.

Кроме концертной деятельности Фамоду активно передает свой опыт и талант – как преподаватель он воспитал барабанщиков с поразительно высоким уровнем как для не-африканцев. Его классы проходят в Европе, Японии, Израиле, Северной Америке и Западной Африке. Его заслуги оценены по достоинству – почетное звание профессора он получил в Университете искусств Берлина в 1996 году. Звание присвоено в области Наставничества в африканской музыкальной практике.

Африка

Джембе

Джембе (djembe) – это барабан с широким верхом и узким низом, который по форме напоминает кубок. С помощью специальных веревок на его деревянную поверхность натягивается специальная мембрана из козьей кожи. Обычно этот вид барабанов изготавливают из твердых пород дерева, а также из пластика и карбонового сплава.

На джембе играют ладоням, используя  3 основных удара:

  • бас – низкий удар, который музыкант наносит в центр барабана всей ладонью;
  • тон – ясно слышимый удар, который наносят открытой ладонью с сомкнутыми пальцами по краю барабана;
  • слеп – высокий акцентированный удар, который наносится по краю джембе открытой ладонью с разомкнутыми расслабленными пальцами.

По звукообразованию джембе относят к мембранофонам. Музыка, которую воспроизводят с помощью джембе, отличается наличием синкопов и ритмическим разнообразием. Здесь возможны сочетания ритмов разных размеров.

Дунун

Дунун (дундун или джунджун) – басовый барабан, который представляет собой бочку с натянутыми с обеих сторон мембранами. Чтобы придать инструменту более высокий звук, сверху крепится специальный колокольчик кенкен.

Обычно в ансамбле используются одновременно 3 дунуна разного диаметра, которые дополняют друг друга:

  • дунунба – дает низкий звук;
  • сонгбан – обеспечивает средний тембр;
  • кенкени – дает высокий тембр.

Во время игры на дундун музыкант держит  инструмент горизонтально. Одна рука деревянной палочкой извлекает звук из мембраны, вторая – с помощью железного прута работает с колокольчиком кенкен.