Барабаны

Мастера

Хоссам Рамзи (Hossam Ramzy)

«Cултаном свинга» и «египетским послом ритма» называют этого талантливого композитора и перкуссиониста. Хоссам Рамзи родился в Каире в знатной артистической семье. Уже в возрасте 3 лет он начал играть на первом своем перкуссионном инструменте – арабской табле. Распознав необыкновенный талант, родители Хоссама отдали его на обучение лучшим мастерам Каира того времени. Чуть позже вся семья перебралась в Саудовскую Аравию и проживала в нескольких бедуинских кланах, помогших Рамзи проникнуть в самобытную культуру средневосточной музыки.

В середине 70-х годов Хоссам приезжает в Лондон и с успехом работает как джазовый барабанщик с такими выдающимися музыкантами как Энди Шеперд и Джеф Уильямс,но в ходе творческих поисков решает вернуться к к своей первой любви – барабанам Египта и Средней Азии.

В середине 90-х Рамзи был приглашен в знаменитейшую группу арабских музыкантов "Pharaoh's Egyptian Ensemble", в составе которой начал работу с Робертом Плантом и Джимми Пейджем над ставшим трижды платиновым альбомом "No Quarter - Unleaded". Он также создал множество музыкальных сопровождений для ведущих исполнителей мира (Yesim Salkim, Celick Erici, Cheb Khaled, Tarkan, Rachid Taha, Faudel, The Gypsy Kings), саундтреки к фильмам «Святой», «Горбун из Нотрдама», «Последнее искушение Христа» (совместный с Питером Габриэлем альбом «Passion»), «Звездные войны». В 2001 году композиция Хоссама Рамзи «EDONY» долгое время возглавляла все танцевальные чарты мира. Рамзи также является превосходным педагогом и автором статей на перкуссионную тематику в разных мировых изданиях.

Иссам Хушан (Issan Houshan)

Возможно, держа в руках думбек от REMО, вы и не подозревали, что он был разработан Фараоном ритмов!

Иссам Хушан родился в Дамаске (Сирия). В детстве он очень любил смотреть по телевидению Дамасский оркестр. Камера снимала каждого музыканта, и почему-то именно барабанщик запал мальчику в душу. В то время барабан в Дамаске можно было купить за несколько монет, так что Иссам купил свою первую в жизни дарбуку и стал пытаться играть.

В 12 лет Иссам победил в шоу для талантливых детей. Именно там его увидел великий арабский мастер перкуссии Махмуд Салаадин и захотел обучать мальчика. Раз в неделю Иссан приезжал в Пальмиру и жил среди песков в его палатке. Махмуд не умел ни читать, ни писать, но был гениальным музыкантом. Уроки он иногда проводил в горной пещере, где «дум» и «тэк» звучат очень чисто и естественно. На сегодня Иссам Хушан является единственным в мире последователем стиля Махмуда Салааадина, и, путешествуя по миру, ищет ученика, который сможет в полной мере перенять это искусство.

По переезду в Америку Хушан обретает большую популярность. Он гастролирует со Стингом, исполняет вместе с ним «Desert Rose» на вручении Гремми, получая прозвище «Wassan Pharaoun» (Фараон ритмов). В 2003 году Хушан присоединяется к проекту Bellydance Superstars. Ритмы его думбека сопровождают танцовщиц на сотнях концертов по всему миру. Иссам Хушан снялся в фильмах «American Bellydancer», «Solos From Monte Carlo», «Bellydance Superstars», «30 Days To Vegas», «Behind The Shimmy», а также записал обучающий DVD «Art Of The Drum Solo» с танцовщицей и инструктором по беллидэнсу Sonia.

Мисирли Ахмет (Mısırlı Ahmet)

Благодаря Ахмету керамическая дарбука/дахолла обрела свежую волну популярности и внимания со стороны всего перкуссионнго мира.

Ахмет Йилдирим родился в 1963 году в Анкаре (Турция). Учиться играть на думбеке он решил в 17 лет, а в 25 начал профессиональную музыкальную карьеру в родном городе. Ахмет заявляет, что был довольно посредственным исполнителем, пока не отправился в Египет играть и учиться у лучших мастеров по думбеку. Живя в примыкающей к пустыне долине Каира, он изобрел и усовершенствовал собственную технику игры, сейчас известную как «split-finger». Именно в это время он берет себе псевдоним Mısırlı Ahmet, то есть Ахмет из Египта, Египетский Ахмет.

В 1992 году Мисирли Ахмет записывает свой первый альбом “Oriental Dance and Percussion”. Уникальная техника, чувство ритма и своя философия приносят ему значительную популярность, но он уединяется в Синайской пустыне и совершенствует игру на дахолле (больший по размеру аналог дарбуки). После этого записывает два альбома с испанскими, еврейскими и турецкими музыкантами.

Мисирли Ахмет представляет Турцию на различных фестивалях, собирающих перкуссионистов Средиземноморья. Один из альбомов, записанных в честь Mediterranean Great Masters («Natural Moments») был посвящен Мисирли Ахмету.

Ближний Восток

Дарбука

Дарбука (тарбука, дарабука, тарамбука, думбек) — один из древних перкуссионных инструментов, хранитель исторических традиций и неотъемлемая часть культуры Ближнего Востока. Ритмы этого барабана, не меняясь, веками звучат на свадьбах и похоронах, поднимают бойцовский дух воинов, отмечают рождение детей, религиозные действия, смену календаря и другие традиционные торжества. Он распространен также в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах.

Первые барабаны кубкообразной формы существовали ещё в XI веке до н. э. Они назывались «лилиш» (в англ. варианте lilis) и предназначались для ритуалов. Это были высокие храмовые барабаны на очень короткой основе и специальных подставках. Позже появились уменьшенные лилишу (lilissu), пропорции которых уже позволяли носить их с собой. Дарбука современного типа – односторонний барабан среднего размера с сильным и глубоким звуком – известна с XIV века. Традиционно их изготовляли из обожженной глины, на которую с помощью веревок или жильных шнуров натягивали козлиную, телячью или, реже, толстую верблюжью кожу. Позже корпус также стали также делать из кипяченых стволов деревьев (орех, абрикос), а мембрану – из чуть менее чувствительной к влаге рыбьей кожи. Сейчас производители используют в основном легкие металлы (алюминий, медь или сплавы) и специальный пластик.

«Дарбука» — это только одно из многочисленных названий этого инструмента, этимологически связанное, вероятно, с арабским словом «darba» (ударять). Среди других названий используются: табла (Верхний Египет), хога (распространенный среди лодочников Нила), дербока (Марокко и Тунис), дарабукка (Алжир, Румыния), деблек (Турция), тарбука (Узбекистан, Таджикистан, Афганистан), а также тарамбука (Болгария) и многие другие. Некоторая путаница возникает со словом «табла». Употребляя этот термин, правильнее говорить «табл»( tabl) - это общее название для всех барабанов в арабских странах. А именно табла - это индийский парный барабан, техника игры на котором кардинально отличается от игры на табл (т.е. думбеке, дарбуке и др.)

Существуют две основные разновидности дарбуки - турецкая, с острым краем, и египетская - с закругленным (ее часто называют думбеком, особенно в европейских странах и Америке). У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены, что щадит пальцы и облегчает перекаты, но затрудняют щелчки. У турецких - края не сглажены, что позволяет легко использовать щелчки при игре. Отличаются инструменты и по манере изготовления. У думбеков мембрану сверху охватывает металлическое кольцо, в которое утоплены болты. У турецких инструментов болты вынесены вовне, что может мешать новичкам. Количество болтов обычно от пяти до восьми — чем их больше, тем точнее можно настроить звучание барабана.

В Египте также существует деление в зависимости от размера и звучания: табла (соло-барабан), дахолла (басовая дарбука, самый большой барабан) и симбати (сумбати) — нечто среднее между таблой и дахоллой.

При игре правая рука является ведущей, левая создает ритм. В Турции, на Балканах и в Египте существуют техники, комбинирующие игру ладонями и специальной палочкой – «çubuk». Эти техники широко применяются местными цыганами. Обычно дарбука солирует на фоне дафа, тамбурина и цимбал, играющих базовые ритмы. Восточные танцы живота немыслимы без участия дарбуки. Высшим мастерством для танцовщицы считается импровизация под барабанное соло, где телом нужно «повторить» каждый удар барабана.

Традиционно на дарбуке играют сидя, держа ее с левой стороны. Египетский композитор и театральный деятель Дарвиш Сейид говорил, что во время игры надо прижимать дарбуку к левому боку, поскольку из левого ребра Адама бог создал Женщину – то великое чудо, которое нас вдохновляет, дарит любовь, страдания и жизнь. Не только очертания женского тела, но и саму ее стихию и страсть повторила собой дарбука.

Даф

ДАФ – древнейший по происхождению музыкальный инструмент, история которого насчитывает более пяти тысячелетий. Этот тип бубна – деревянный обруч шириной 5 – 7 см и диаметром около 50 – 55 см, обтянутый с одной стороны кожей (коровы, барана, козла) или пластиком (особенность последних десятилетий) – может быть оснащен небольшими металлическими кольцами, «тарелочками» (пластинками) или колокольчиками. Играют на нём, также как и много лет назад, ладонями и пальцами обеих рук, иногда подбрасывая или резко опрокидывая, что позволяет создавать многообразные звуковые оттенки: от глухого шуршания до мощного треска и звона.

Сегодня даф популярен не только в Иране. Подобного типа музыкальные инструменты известны под различными названиями на всей территории Ближнего и Среднего Востока, Закавказье и Средней Азии. К ним относятся арабские даф, дафт, дуф, тар, рикк, уйгурские дап и дабу, аджарский депи, армянские даф, дэф, дапп, хавал, дагестанский тэп, азербайджанские дэф, дяф, гавал, узбекские и таджикские дойра и дайра и другие. Как известно, в древности на дафах играли преимущественно женщины.

В Шумере в период 3000 – 2500 гг. до н. э. женская традиция игры на дафе была неразрывно связана с ритуальными действами, в частности, с культом луны. Известны многочисленные изображения жриц, сопровождающих свой ритуальной танец игрой на бубне. В доисламском Иране Луну считали Божеством чистоты и представительницей женского пола. Функция участника религиозных собраний перешла и в суфизм. Ритм дафа в суфийском танце объединяет, под его размеренные удары достигается состояние мистического экстаза, когда один соединяется с группой, тела участников ритуального действа становятся одним целым, и «эго» забывается.

Издавна бытовало несколько разновидностей дафа. У древних семитских народностей существовали два типа бубна: прямоугольной и круглой (или овальной) формы. Оба распространены и по сей день, хотя, вероятно, и претерпели некоторую трансформацию в конструкции. В странах Ближнего и Среднего Востока, встречаются прямоугольные, обтянутые кожей с двух сторон, и круглые дафы: односторонние и двусторонние, снабженные небольшими колокольчиками, металлическими кольцами или «тарелочками» (дисками).

Приёмы игры на дафе передавались веками от учителя к ученику. Одно из самых ранних изображений этого инструмента – терракотовая статуэтка, найденная на территории древнего Шумера (II тыс. до н. э.), – указывает на то, что и тогда бубен держался кистями рук, располагаясь несколько в стороне от тела музыканта, также как во время исполнения в современном Иране. Высота и окраска звуков напрямую зависит от того, какая часть инструмента задействована.

Таких областей несколько:

  1. центральная часть
  2. средняя часть
  3. крайняя часть
  4. кольца

Основные приёмы игры на дафе:

    – правой рукой:
  1. Бам (bam, букв. «басовый», «низкий») – удар в центральной части инструмента пальцами правой руки кроме большого, который неподвижен и закреплён с боковой стороны обечайки. Звук насыщенный и несколько гулкий. Иногда этот же приём именуется том (tom, непереводимое название удара).
  2. Бак (bak, непереводимое название удара) или зир (zir букв. «высокий», «пронзительный») – удар средним и безымянным пальцами в крайней части. Звук звонкий, с оттенком треска.
  3. Миянэ (miyane, букв. «средний») – удар средним и безымянным пальцами в средней части инструмента (между бам и зир).
  4. – левой рукой:
  5. Чап (chap, букв. «левый») – удар в средней области дафа мизинцем, безымянным и средним пальцами левой руки, тогда как с помощью указательного и большого пальцев инструмент придерживается снизу.
  6. Эшарэ-е чап (eshare-ye chap, букв. «знак левой рукой») – орнаментация, исполняемая последовательными ударами мизинцем, безымянным и средним пальцами левой руки в средней части инструмента. Несколько звуков используются в качестве форшлага перед сильной или относительно сильной долей.
  7. – с применением колец:
  8. Шарарэ (sharare, букв. «искра [огня, пламени]») – даф приподнимается вертикально и возвращается в исходную позицию.
  9. Форуд (forud, букв. «падение») – резкое опрокидывание инструмента вперед.

Поражают богатые динамические возможности ударного инструмента незамысловатой конструкции: от слегка слышимого шуршания до оглушающего звукового потока. При этом, кольца инструмента задействуются, как правило, в том случае, когда требуется более громкое звучание, а сочетание ударов и применения колец позволяет достичь максимальной громкости.

Безусловно, мы перечислили лишь некоторые, самые распространенные, приёмы игры на дафе. Настоящие мастера, владеющие тайнами этого инструмента, используют многоообразные комбинации ударов, подбрасываний, встряхиваний и т. п., что порой требует немалых физических усилий. Удивительно, что даф до сих пор активно функционирует в жизни иранцев и других народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии.

В настоящее время на дафе играют и женщины, и мужчины, он звучит на всех народных праздниках, участвует в ансамблях классической иранской музыки, сохраняя свой древний облик и наименование. Среди самых известных иранских дафистов настоящего времени – Масуд Хабиби, превосходный мастер, разработавший собственный способ нотации для этого инструмента и усовершенствовавший технику игры на нем.