Барабаны

Мастера

Джованни Идальго (Giovanni Hidalgo)

Музыкант, которого некоторые считают «отмеченным Божьей рукой», оказал огромное влияние на формирование мировой hand drumming культуры.

Общепризнанный величайшим из ныне живущих мастеров игры на конгах, Джованни Идальго одержал этот титул в довольно раннем возрасте. Он родился в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико) в 1963 году. Дед его и отец Хосе Мануэль Идальго "Маньенге" были известными конгеро, поэтому маленький Джованни с пеленок был окружен всевозможной перкуссией и учился играть на всем сразу (даже помимо прочего брал уроки фортепьяно). Свою первую "конгу" – небольшой деревянный бочонок - он получил от отца в 8 лет. После усердных занятий на "деревяшке" правильное звукоизвлечение на обычных конгах с кожаной мембраной далось ему очень легко. К тому же, с самого начала Джованни учился играть барабанные рудименты, традиционно производимые при помощи палочек, "голыми руками". Впоследствии он доведет эту технику до недосягаемых вершин, добившись сочетания предельной точности с молниеносной скоростью исполнения.

С 11 лет Джованни начал профессионально играть в ансамблях, а в 17 присоединился к группе Batacumbele, вместе с которой год спустя попал на Кубу. Именно там он познакомился с легендарным Чангито (кубинским перкуссистом Хосе Луисом Кинтаной), повлиявшем на развитие исполнительской манеры Идальго.

К середине 80-х Джованни уже играл с ведущими музыкантами латинского джаза в Нью-Йорке – Эдди Палмьери, Пакито Д’Риверой и др. На одном из концертов его и заметил Диззи Гиллеспи. Пораженный талантом молодого перкуссиониста, мэтр джаза пригласил Идальго в свой Оркестр Объединенных Наций (The United Nation Orchestra), в составе которого Джованни провел несколько лет.

В 1992 году Идальго стал приглашенным профессором музыкального колледжа Беркли в Бостоне, а также записал свой первый альбом «Villa Hidalgo». В 1997 году он был номинирован на Гремми в номинации "Best Latin Jazz album" за совместную с пианистом Мишелем Камило пластинку «Hands of Rhythm». Стремясь систематизировать собственный опыт, Джованни выпустил ряд видеошкол, ставших на сегодня ценнейшими пособиями по освоению конгов.

Залогом своего успеха Джованни Идальго называет стремление улавливать индивидуальный стиль исполнения музыкантов, с которыми он играет, и дополнять его своим, не пытаясь при этом доминировать и подавлять мастерством.

Монго Сантамария (Mongo Santamaría)

В детстве будущего великого перкуссиониста пытались «отдать на скрипку», но ему больше нравился футляр для этого инструмента: если по нему стучать, как по барабану, получается красивый гулкий звук.

Рамон «Монго» Сантамария родился в 1922 году в квартале Лос Карретерос (Гаванна, Куба). Румба и праздники в честь святых составляли неотъемлемую часть повседневной жизни этого черного рабочего района. Мать Монго происходила из йоруба, а отец – из конго, и афро-кубинские ритмы были у него в крови. В 6 лет он уже начал импровизировать гуарачи (традиционные кубинские танцы испанского происхождения), аккомпанируя себе на мараках или бонго, и вскоре вошел в состав «детской» группы La Lira Infantil. Также Монго никогда не упускал возможность поиграть на конгах и кахоне на вечеринках-bembé, встречах румба-музыкантов, репетициях местной компарсы. В юности он по утрам подрабатывал, разнося почту, днем участвовал в концертах на радио, а вечерами играл в знаменитом гаванском клубе Tropicana.

По переезду в Нью-Йорк Монго работает с такими музыкантами, как перкуссионист Тито Пуэнте, вибрафонист Кол Чейдер и группа Mambo Kings. Его прославила тема "Afro Blue", написанная им в 1959 г. и обретшая популярность в версиях пианиста-бэндлидера Каунта Бэйси и трубача Диззи Гиллеспи. Из собственных записей Сантамарии самой успешной была пьеса пианиста Хэрби Хэнкока "Watermelon Man", которая в исполнении ансамбля Монго попала в список десяти самых популярных поп-композиций 1963 года, а также занесена в "Тhe Grammy Hall of Fame" 1998.

Карьера Монго Сантамарии в грамзаписи продолжалась около 40 лет: одним из наивысших его достижений был альбом "Amancer" (1977), за который он получил премию "Грэмми" в категории "Лучшая латиноамериканская запись".

Латинская Америка

Бонги

Бонги – это два соединенных между собой небольших барабана разного диаметра. Словно влюбленная пара, они неразлучны и звучат только вместе. И названия у этих барабанов подходящие: большой - Эмбра (исп. hembra – самка) и маленький - Мачо (исп. macho - самец). Слово «бонга» выбрано тоже не случайно - оно напоминает звук, издаваемый этим инструментом. Есть также версия, что название «бонго» произошло от наименования барабанного трио «Bonko Enmiwewos», имеющего очень большое значение в одном из религиозных кубинских течений Абакуа. Если к некоторым из них присоединить деревянную часть в центре, получится инструмент, очень похожий на современные бонго.

Считается, что первые бонги появились на Кубе во второй половине ХІХ века в провинции Орьенте, однако подобные им парные барабаны были найдены в Марокко, Египте и некоторых ближневосточных странах. У этих tbila (араб. - «барабан») был керамический корпус и мембрана из козлиной кожи. Эти материалы наряду с деревом, металлом и пластиком используют и сейчас. Играют на бонгах обычно сидя, удерживая барабаны зажатыми между икрами ног. Как правило, более низко настроенный, «женский» барабан находится по правую руку от музыканта-бонгосеро.

Традиционно на бонгах исполняли восточнокубинские стили changui и son. Соединив богатые африканские и испанские мотивы, эти направления стали основой современной сальсы. В 40-50-х годах бонги стали одним из незаменимых атрибутов битников (американской молодежи так называемого «разбитого поколения»). В этот период популярными стают многие бонгосеро, например Джек Констанцо (Mr. Bongo), сопровождающий известный джазовый коллектив Nat King Cole Trio.

Бонги часто аккомпанируют фламенко или другим видам традиционных танцев Испании. Партия бонго может также дублироваться другими инструментами перкуссии, например сенсерро (ковбелл), особенно при возрастании громкости и интенсивности ритма.

Конги

Эти высокие бочонки с гладкими блестящими боками знакомы даже тем, кто не увлекается этнической перкуссией. Конги часто можно увидеть в клипах современных поп-исполнителей, а то и вовсе как экзотический элемент интерьера. При этом о конгах как удивительном музыкальном инструменте с богатой историей известно довольно мало.

Даже название «конги» является с исторической точки зрения не совсем правильным. На Кубе, где и появились эти барабаны, конгами называли инструмент и ритм, звучащие только во время карнавала. Во всех остальных случаях использовали слово «тумбадора», до сих пор сохранившееся в испаноязычном мире. Сейчас музыканты и изготовители используют эти термины для различения барабанов по размеру: quinto (самый маленький), conga (средний по размеру) и tumbadora (самый большой). Некоторые производители выпускают также requintos (очень маленький) и supertumbas (супербольшие).

Родина тумбадоры – трущобы в окрестностях Гаванны, Матанзаса и других кубинских городов, куда в поисках работы отправились чернокожие после отмены рабства. Большинство из них происходили от народности банту, населявшей огромную территорию в Центральной Африке. В языке банту слово «tumba» может означать барабан, танец, праздник или даже церемонию инициации. У тумбадоры были барабаны-предки: Макута (mah-ku-tah) и Юка (ycah). Ансамбли макута играли во время закрытых религиозных церемоний, а юка – на светских праздниках. Интересно, что у еще одной центральноафриканской этнической группы – лукуми (или йоруба) – есть аналогичная парочка – религиозный бата́ и светский бембѐ.

Во времена испанской оккупации Кубы (и последующего американского вторжения 1878г.) африканские барабаны были запрещены. Чтобы избежать преследований, их начали делать не из цельного куска дерева, а из отдельных деталей на манер бочонка, несколько изменив форму, но сохранив звучание и технику игры. Это и были первые тумбадоры. Некоторое время их пренебрежительно считали низшим инструментом трущоб. Ситуация изменлась, когда известные музыканты стали использовать тумбадоры в своих ансамблях. Одним из первых кубинскую музыку в США начал играть Дон Аспиазу. В 30-х годах его бэнд гастролировал по стране со своим стремительно завоевавшим популярность хитом “La Conga”. Многие исследователи считают, что именно с этого времени слово «тумбадора» было вытеснено более нашумевшим «конга». Переломным стал момент, когда легендарный Дизи Гелеспи пригласил в свой ансамбль известного гаванского конгэро Чано Позо. Синтез танцевальных афро-кубинских ритмов и совсем нетанцевального американского джаза многие музыканты сначала восприняли очень насторожено, заявляя, что в джазе этим “jungle drums” не место. Но огромный успех «Latin jazz», «Manteca» и других композиций, где звучат конги, убедительно доказал обратное.

Чтобы отрегулировать натяжение мембраны, сначала к ней подносили огонь, испаряющий излишнюю влагу. Позже изобрели так называемые rings & tuning, с помощью которых натяжение можно было регулировать вручную.

К слову, сначала музыканты (как и народные исполнители) использовали только одну конгу. На двух и больше конгах одновременно начали играть такие мэтры, как Кандидо Камера, Карлос Патато Вальдес, Монго Сантамария и др.

С 50-х годов, на волне популярности латиноамериканской музыки, началось широкое распространение конгов по США, а потом и в Европе.

по материалам статьи «Conga Drum» Нолана Вордена